Top.Mail.Ru
Интервью с актером Елисеем Смолиным < Московский Театр-студия Всеволода Шиловского
Новости

Интервью с актером Елисеем Смолиным

Мы встретились с актером Театра-студии имени Всеволода Шиловского Елисеем Смолиным (спектакли «Игроки», «Сильное чувство», «Зойкина квартира», «Особняк на Рублевке», «Одноклассники») и задали ему несколько вопросов о театре, кино и профессии. Обсудили искусство и место Всеволода Николаевича в жизни Елисея.

Говорят, что в театре служат,  для вас театр — это служба или работа? Если служба, то чему или кому вы служите, а если нет, то что для вас эта работа? 

«Не хочу показаться умным, но я немного изучал философию и античную культуру. 
Театр и его идею придумали не мы. Театр был открыт греками. Чем он был для них? Для них театр — это религиозное действо. По Аристотелю задача театра — породить сострадание и ужас, чтобы создать очищение, катарсис. Очиститься через страдания. 
Поэтому театр в том понимании, в котором он должен быть, не может являться просто работой. Это в первую очередь служба. На репетиции, на спектакле актёр не может вести себя спокойно, он не может дать себе спуску или отдыха, даже если очень хочется. На работе можно что-то отложить, оставить на потом, взять больничный, уйти пораньше. Спектакль ты не можешь отменить или отложить, кроме тебя сегодня никто не сыграет, без тебя спектакль не сможет случиться в том качестве, в котором он должен случиться.
Не важно, что это для меня, важнее то, как это должно быть на самом деле и для чего это придумано. Театр — это служение, а если кто-то будет вести себя, думая о своем мнении, что это просто работа за деньги, то никакого театра, искусства и очищения не будет. Все будут заниматься собой»

Ваша профессия важна или общество и без культуры и искусства сможет существовать? 

«Греческие философы для того, чтобы разобрать, что такое человек и какие есть в нем качества, сравнивали человека с государством, чтобы посмотреть масштабно на его устройство и только потом перенести эти качества на человека. Государство для них было подобно человеку. Культура — это важная часть государства, без культуры мы уходим на уровень варварства, где нет терпимости, нет ценностей, есть только животное желание получить свое, несмотря ни на что. Меня учили, что культура отвечает за просвещение народа. А если верить античным мыслителям, то человек, как и государство, не может существовать достойно без культуры, а культура без искусства, ведь это самая важная её часть. Также Шукшин сказал: «Никому, кроме искусства, до человека нет дела. А ведь люди должны быть добрыми. Кто же научит их этому, кроме искусства». Культура — фундамент здорового общества с человеческими ценностями, и ни в коем случае нельзя забывать, избивать, искажать нашу культуру, нужно относиться к ней с гордостью, несмотря на весь мир, который может ее отрицать»

Вы себе задавали вопрос, какой смысл именно вам быть актером, есть ли что-то сокральное за вашим выбором профессии?

«Я знаю, что моя профессия приносит большую пользу людям. Но по субъективным ощущениям, я не могу так сказать. Могу лишь надеяться, что мои роли доходят до сознания людей и они могут что-то взять для себя. Я знаю, что эта профессия имеет сакральное значение. Катарсис, который вызывает трагедия (песнь козлов), глубокие переживания актера, могут вызвать те же переживания и у зрителя. Я лично ощущаю это как глубокую осознанность, а в этом состоянии, человек может с высокой вероятностью принимать правильные решения, либо же отказываться от плохих. Но я пока не пришел к той точке своего искусства, служения, когда я могу погружать людей в эту глубокую осознанность, для этого нужен материал, автор, роль, которая ляжет в мою душу так глубоко, чтобы вырваться из меня и осесть также глубоко в зрителях. Говорят, у больших артистов за жизнь всего 3 главные роли, которые приходят по воле случая. Думаю, главные роли моей жизни ждут меня впереди, коли судьба соблаговолит мне их срежиссировать»

Были ли в вашей жизни случаи,  которые вы испытали так же, как и ваши герои в спектаклях? Если нет, то какие бы хотели испытать? Или наоборот боитесь испытать?

«Я очень боюсь прожить роль Иудушки Головлева в жизни. Когда я ещё студентом играл эту роль, мой педагог меня спросил, о чем я не могу молчать в этой роли. Я ответил, что мне его безмерно жаль, потому что этот человек под влиянием воспитания своей матери, своих братьев, лишенный человеческой любви вместо того, чтобы попытаться почувствовать хотя бы миг искренности, найти или проявить заботу, милосердие, терпимость, выбрал ненависть, зависть и уничтожил всю свою семью, сгноил своими словами, свел в могилу. Мне жаль, что он лишен того, что доступно мне как человеку. Открыться ближнему, проявить или получить искреннюю заботу, гордиться своими близкими и их достижениями. Я не хотел бы лишь под конец жизни, как он, почувствовать то, что я могу чувствовать сейчас. Он для меня самый одинокий человек, потому что все его боялись, а из страха перед человеком, вряд ли кто-то может открыть свое сердце и проявить к нему заботу»

Как вы решили стать актером и что к этому подтолкнуло? Как вы поступили на курс к В.Н. Шиловскому?

«Я ничего не решал. Это был неосознанный выбор под влиянием родителей. Еще до Всеволода Николаевича, я учился в Театральном училище им. Евстигнеева. Ушел после 9 класса, родители очень хотели, чтобы их дети были актерами. Чаще всего родители против творческих профессий, особенно актерской, но мои родители видят духовную ценность в этом ремесле и не важно сколько за это платят и будет ли успех. Раз уж я поступил не по своей воле, то и учился соответственно, хоть нам в училище давали замечательную школу, особого мастерства я не приобрел. Для этого я и решил поступить в Московский Вуз, когда у меня уже у самого созрело решение остаться в этой профессии и состояться в ней.

Все ВУЗы меня даже не прослушивали и сажали, как только я сообщал, что уже учился. Но только не Всеволод Николаевич, он лишь сказал: «Мне не нужны закаменелые студенты, я должен из вас делать артистов, как из глины». На что я ответил, что если бы я чувствовал себя камнем, я бы не пришел поступать. Он меня прослушал и сказал, что я ему понравился. Так это и случилось

В каких ролях Вы себя видите или хотели бы видеть?

«Я, как человек, очень скромный, никогда не вылезал никуда первым. Только по принуждению или когда была необходимость в моей помощи. Хотел всегда находиться в одиночестве и думать о своем. Поэтому я вижу себя лишь в ярких ролях, где герой — моя противоположность, которая никак не похожа на меня, потому что в жизни я скромный. И поговорить с людьми о чем-то сложном и высоком мне не удается, так как не каждый готов к моим глубоким мыслям. Так что только моя полная противоположность» 

Как повлиял на вас В. Н. Шиловский, когда вы начали свою театральную карьеру? Изменил ли мастер Вашу жизнь?

«Всеволод Николаевич — учитель, которого, наверное, я всегда ждал и который всегда был мне нужен. Учитель, который в меня верит, где надо поругает, где надо похвалит. В этом плане он идеальный педагог, режиссер и руководитель. Именно его вера в своих учеников, в которых он вкладывает все, что у него есть, сделала меня сильнее, ведь, наверное, кроме родителей, которые верят в нас без причин, не было никого, кто меня мог бы поддержать на тот момент моей жизни так, как он это сделал. Мастер — авторитет, который видит во мне что-то, что я сам не осознаю и наглядно вытаскивает это, чтобы я и сам посмотрел на то, что я все-таки чего-то да стою. Чтобы добиться этого, Всеволод Николаевич всегда был с нами во время учёбы и всегда был готов репетировать, смотреть, подсказывать где угодно и когда угодно, хоть ночью и сейчас он всегда с нами. Естественно такое воспитание меняет жизнь. Я уже совершенно другой человек. Как он говорит, я теперь его группа крови»

Как вы относитесь к «одноролевым актерам», которых преследует одно и то же поведение на протяжении всех спектаклей? Как вы думаете, являетесь ли вы одним из них или вам удаётся менять маски?

«Я не могу осуждать актера, когда он везде играет, как будто одну роль. У каждого свой способ игры. Есть природа и не каждый актер может постоянно перевоплощаться во что-то иное. Есть ведь прелесть и в том, что актер играет превосходно, но так же, как и в других ролях. Есть его природа. Но эстетика всегда будет отличаться: костюм, его способность действовать. Я же, как и говорил выше, стараюсь брать прямые противоположности, так как сам очень скромный и мягкий. Это приятное ощущение: почувствовать себя другим человеком с другим голосом, с другой манерой. Мне нравится обманывать не своим образом. Иногда я делаю голосовые пародии и мне лестно, когда коллеги говорят: «Стой, это ведь не ты был?»

Что для Вас значит театр, а что значит кино, где Вы видите себя больше: на сцене или на экране?

«Для меня театр — это то,  что он представляет из себя в истинном или первоначальном понимании. В том понимании, в котором его открыли. Также и кино, это ведь тоже театр, только сцена находится на экране. Вижу себя везде, где могу быть полезен»

Зачем люди должны посещать именно Ваши спектакли?

«Не представляю, приходите на все спектакли. Каждый спектакль, сделанный в нашем театре, имеет свой характер и свою суть. Где-то посмеяться, где-то задуматься, где-то проронить слезу»

Ждем Вас на спектаклях Театра-студии Всеволода Шиловского!

Комментарии к записи Интервью с актером Елисеем Смолиным отключены