Интервью с актрисой Татьяной Дербеневой
Мы встретились с актрисой Театра-студии имени Всеволода Шиловского Татьяной Дербеневой (спектакли «Он. Она. Покойник», «Восемь любящих женщин», «Зойкина квартира», «Папа в паутине или слишком женатый таксист-2», «Одноклассники») и задали ей несколько вопросов о театре, профессии и поступлении в театральный.
Как Вы решились поступать на актёрский факультет и попали в мастерскую к Народному артисту России Всеволоду Шиловскому?
Я приехала в Москву с Дальнего Востока с одной целью – поступить в театральный институт.
У меня за спиной были пять лет работы в одном из народных театров Хабаровска “Тандем”. Это было чудесное время среди абсолютно талантливых людей. Наши руководители открыли для меня театр и актерское мастерство. Многим было достаточно оставить актёрство просто любимым хобби. Но мне хотелось сделать театр делом жизни, поэтому я уехала в Москву.
Первое время я обустраивалась в большом городе, и искала информацию о мастерах, которые набирают актерские мастерские.
Однажды, находясь в поиске съёмного жилья, я была на станции метро Ботанический сад и проходила мимо ВГИКа. До сих пор помню, как меня поразили эти веселые свободные, счастливые девушки и парни, которые стояли рядом со входом в институт. Это была шумная яркая волна, и меня как током пробило – так сильно я захотела оказаться среди них. Я на секунду очень живо представила себя внутри этой тусовки, и пошла дальше – на тот момент все мастерские были набраны.
Позже моя старшая сестра увидела информацию о том, что курс набирает Всеволод Николаевич Шиловский. Я уже тогда была влюблена в его роли, в историю его творческого и профессионального пути. Один из великих МХАТовцев – об этом можно было только мечтать!
Всё оставшееся время до поступления я готовилась и молилась всем известным силам)))
Сам день поступления помню, как в тумане, потому что страшно волновалась. Помню огромную очередь желающих, помню эту дрожь в коленках, помню лица, что поразило – только очень красивые лица вокруг, как читала свой материал не помню совершенно. Меня тогда накрыла волна паники и неуверенности.
Зато Всеволода Николаевича, его мощнейшую ауру, его доброе, умное лицо, его лёгкую улыбку; то как он слушал и воспринимал каждого поступающего – нашу первую встречу я запомнила навсегда.
Уже в самом конце прослушивания Всеволод Николаевич обратился ко мне и спросил: «Волосы обстрижешь, если скажу?». Я, ни секунды не думая, выпалила: «Да. А зачем?». Мастер разулыбался и сказал: «Я шучу, конечно, но вообще наш человек, сначала соглашается, потом думает зачем».
Когда через неделю я узнала, что поступила – не было в этот момент человека счастливее меня, поверьте.
Кем мечтали стать в детстве?
Первое воспоминание – это желание стать косметологом и делать людей красивыми. В ход шел подорожник, клубника, ревень, лепестки цветов, помидоры и прочие дачные радости. Все это толстым слоем наносилось на дедушкино лицо, который сначала терпел, а потом вежливо посоветовал выбрать другую профессию.
Потом я решила стать писателем – и достаточно долгий период писала рассказы про маму Злену Викторовну – мне просто было лет пять, и я не могла запомнить, как правильно пишется буква Е. Потом начались стихи – их, кстати, я писала довольно долго, и сейчас периодически делаю это.
А потом в наш город вернулся младший брат моего дедушки – он отучился в Москве на театрального режиссера, и стал работать режиссером в нашем Театре Драмы. Собственно, с этого момента – в возрасти шести лет — я начала писать уже исключительно гениальные пьесы и киносценарии, каждый листа на два максимум. Больше терпения не хватало.
Чуть позже моя любимая бабуля подкинула мне идею, что мол, такая чудесная девочка не сценарии должна писать, а актрисой быть.
Ну и с 8 лет я не изменяю принятому решению.
Как Вы считаете, действительно ли можно выучиться на актера или это все-таки призвание?
Как говорит наш мудрый Всеволод Николаевич, выучить можно каждого. Дальше уже вопрос степени таланта. Я полностью с этим согласна.
Что Вы чувствуете после завершения спектакля, когда зрители аплодируют?
Это непередаваемое чувство, правда. Я не знаю, как его назвать. Считаю, что нужно придумать этому чувству имя. Такая чудесная смесь усталости, счастья, восторга.
С одной стороны — опустошение, с другой – наполненность эмоциями. Если добавить, что в голове при этом лично у меня прокручиваются удачные и неудачные моменты конкретного показа – то совсем с ума сойти можно. Есть фраза из какого-то фильма, не помню точно откуда, но звучит она так: «Все актеры шизофреники, но не все шизофреники актеры».
Вот чувствую что-то из этой оперы. Полное сумасшествие)
Как восстанавливаете силы после насыщенного дня? Где черпаете вдохновение для своих ролей?
Любовь. Сон. Еда.
Семья. Моя дочь, например – это неиссякаемый источник вдохновения.
Рассказы и уроки мастера (В.Н.Шиловского)
Прогулки, путешествия, хорошие книги и фильмы, разговоры с интересными людьми.
Смотреть на что-то или кого-то действительно талантливого.
Музыка. Много разной музыки.
Красивые вещи. Красивые люди. Красивые пейзажи вокруг.
Много еще что.
В феврале в Московском театре-студии Всеволода Шиловского состоялась премьера спектакля «Одноклассники», где Вы блистательно сыграли яркую и эффектную Анну Фаликову. Расскажите, о чем этот спектакль? И как Вы готовились к премьере?
Этот спектакль, как и все по пьесам Юрия Полякова – о внутреннем мире не просто отдельных людей, а целого поколения. Точнее – из эмоций, переживаний и судеб каждого героя, как из частей пазла складывается единая картинка жизни огромного пласта нашего прошлого. Не такого уж и далекого, кстати.
Я хорошо помню то время, о котором идет речь в пьесе, хоть и была ребёнком. Поэтому мне было очень интересно готовиться к роли.
Я вспоминала моду того времени, пересмотрела несколько фильмов.
Конец девяностых – начало двухтысячных – всё было непонятно, зыбко, людям было очень тяжело. И при этом они продолжали любить, творить, радоваться жизни и искать хорошее и светлое даже в самых тёмных моментах. Об этом и спектакль.
В спектакле «Слишком женатый Таксист-2» Вы играете на одной сцене со Всеволодом Шиловским. Каково это, играть на одной сцене с Народным артистом РСФСР, художественным руководителем театра, представителем старой мхатовской школы?
Слушайте, ну это счастье. Находиться с мастером на одной сцене, взаимодействовать с ним. Наблюдать и учиться. Это роскошь. Я очень ценю и люблю эти моменты. Каждый раз испытываю максимальное обожание и наслаждение от работы со Всеволодом Николаевичем. Хочется продлить эти моменты, к сожалению, они пролетают очень быстро.
Как вы настраиваетесь перед выходом на сцену? Есть особые ритуалы?
Есть конечно. Но я не буду о них говорить, это мои тайные ритуалы, о которых никому не нужно знать))
Из стандартного – упражнениями раззвучиваю голос обязательно, и мы всем актерским составом делаем наши «ручки». Чтобы прочувствовать, что мы команда — один за всех и все за одного. И что мы обязательно победим.
Зрители отмечают, что все Ваши героини получаются очень эффектными, расскажите, как Вы этого добиваетесь?
Когда я нахожусь на сцене в образе той или иной героини, я живу её эмоциями, чувствами и переживаниями. Но при этом часть меня всё равно есть в каждой роли. И хочется верить, что эффектность – это как раз та самая часть, которую своим героиням дарю я сама))
У Вас достаточно тяжелая драматическая роль в спектакле «8 любящих женщин». Расскажите о Ваших ощущениях после спектакля?
После любого спектакля – неважно комедия это, или драма – я чувствую себя пустым сосудом. Который готов, чтобы его снова наполнили и снова опустошили.
«8 любящих женщин» – не исключение.
Но есть один момент, который я чувствую только после этого спектакля. Это единение с каким-то мощным эгрегором женской энергии.
Моя героиня из «8 любящих женщин» — Пьеретта, говорит такую фразу «Я бы хотела, чтобы все все женщины стали бы вдруг за одно. Вот тогда мы бы привели мир туда, куда ему действительно нужно.»
Считаю, что это было бы действительно здорово.