Всеволод Николаевич Шиловский
Биография
День рождения: 03.06.1938 года
Место рождения: Москва, Россия
Рождение
В своей жизни Всеволод Николаевич Шиловский, по его собственным подсчетам, успел родиться аж три раза. Первый раз мама родила 3 июня 1938 в Москве. Второй раз – когда ехали в эвакуацию, мальчик чудом уцелел на барже. Мальчик убежал от мамы, и свалился в люк. И неизвестно, чем это все закончилось бы, но его спас матрос, поймавший летящий комок. Третий раз случился уже в зрелом возрасте – попал под обстрел на своем серебристом БМВ. Оказалось, спутали с бандитами… стреляли на поражение. Пуля Шиловского застряла в двери. После этого случая актер перешел на советские машины. Однако, вернемся в детство…
Всеволод Шиловский с самого рождения уже мечтал быть артистом и работать, работать. Он «… готов работать бесплатно и круглосуточно». И это правда. Еще в школе он поступил в уникальный кружок Дома пионеров, где был феноменальный педагог Николай Петрович Баженов, красивый современный человек. Это именно он дал будущему актеру «путевку в жизнь» и научил его работать.
Театр
В 1961 году Всеволод Шиловский окончил Школу-студию МХАТ и был приглашен в труппу МХАТа. Одной из первых его ролей был 16-летний Керубино из «Женитьбы Фигаро», спустя полтора года двадцатишестилетнему Шиловскому Василий Александрович Орлов, гениальный актер и педагог, доверил в спектакле «На дне» роль Костылева, которому по пьесе было больше семидесяти лет. А Луку играл Алексей Грибов.
МХАТу вместе со школой-студии Всеволод Николаевич отдал 30 лет, он был по-настоящему «болен» Московским художественным театром, любовью к нему, привязанностью к великим мхатовским актерам. Здесь он раскрылся не только как актер, но и как режиссер.
Режиссурой Всеволод Шиловский начал заниматься сразу же после окончания школы-студии. Параллельно с работой в театре он занимался педагогической деятельностью в школе-студии и там поставил со студентами свой первый спектакль «Медея». Работу начинающего режиссера увидел Виктор Яковлевич Станицын, великий художник, актер и режиссер, — любимый ученик Станиславского и Немировича-Данченко. Именно он дал Шиловскому крылья. Впоследствии Всеволод Шиловский поставил на сцене МХАТа спектакли: «На всякого мудреца довольно простоты», «Сладкоголосая птица юности», «Свои люди сочтемся», «Мятеж», «Волоколамское шоссе», «Тихо репетируем Толстого».
Из театра в кино
На первую роль в кино Всеволода Шиловского пригласил режиссер Василий Пронин. В семейной драме «Наш дом» (1965) актер сыграл небольшую роль пассажира. В последующие полтора десятка лет актер снимался очень редко. Тогда отказ от кинематографа был абсолютно принципиальным, — для Шиловского существовал только МХАТ.
Регулярно появляться на экране он начал уже в 80-е годы, придя в кинематограф уже очень зрелым и маститым актером. Кинематограф и спас его при развале МХАТа. «Я могу сказать, что это счастье. Это мне повезло. Потому что когда рухнул МХАТ, мой МХАТ, очень с высокой планкой, то если бы не возник кинематограф в моей жизни, от которого я осознанно, профессионально отказывался всю жизнь, случилась бы беда», — вспоминает Всеволод Николаевич. С уходом из МХАТа закончилась одна жизнь Всеволода Шиловского и началась совершенно другая, вторая. Захватывающая и уникальная.
Придя в кино, актер стал сниматься фильм за фильмом. Он буквально жил в поездах. Играя у замечательных наших режиссеров, он создавал образы от Россини («Никколо Паганини») до алкоголика («Военно-полевой роман»). Здесь и военная драма Семена Арановича «Торпедоносцы» (Артюхов), и спортивная драма Дмитрия Светозарова «Скорость» (Сергей Трофимович Левко), и картина Ильи Авербаха «Голос» (Юрий Кольчужников). А в уникальном фильме Валерия Гурьянова «Апелляция», где его партнерами стали выдающиеся мастера Вячеслав Тихонов и Всеволод Санаев, Шиловский появился в роли секретаря райкома Пастухова. И как сыграл!
Фильмы Тодоровского и других режиссеров
У Петра Тодоровского актер играл всегда небольшие роли, но играл целую судьбу в своих маленьких эпизодах. Вообще Шиловский считает везением, счастьем, что он попал в руки хорошего режиссера. Он поверил не в типаж, а в диапазон артиста Шиловского, а не это ли счастье? Три диаметрально противоположных характера: «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Интердевочка». Физиологически три разных человека.
На съемках фильма «Военно-полевой роман» актер был одет в тельняшку и пальто, сильно побывавшее в употреблении, в шляпе, тяжелых башмаках, в широких матросских брюках. Шиловский Гриша, ухажера Любы — представитель целого поколения людей, вышвырнутых государством из жизни. Они в 20-22 года вернулись с войны в регалиях и никому не были нужны: все места уже заняты. Многие стрелялись, спивались, попадали в тюрьмы… Одного из таких и сыграл актер. Самую высокую оценку получал в письмах фронтовиков, которые спрашивали: «Сынок, откуда ж ты нас так знаешь?»
Роль божьего одуванчика, фотографа Паши из картины «Любимая женщина механика Гаврилова», явно положительный образ. После того как фильм вышел на экраны, Шиловский получал письма, адресованные не Шиловскому, а просто Паше. В этих письмах люди рассказывали о своих нелегких судьбах, делились сокровенным.
А в «Интердевочке» герой Шиловского – чудовище. Но и это чудовище актер, как адвокат своей роли, оправдывает. Поэтому то и интересен зрителю отрицательный образ папаши-вымогателя. «У него на руках двое детей и больная жена, и он ведь не знает человека, который к нему пришел. Но с приходом Тани вдруг возникла перспектива продержаться энное количество времени на деньги, которые подарила Судьба. В чем же его преступление?», — рассуждает философски актер.
У Шиловского вообще практически нет однотонных героев. Его Наполеон в «Избраннике судьбы» (1987) – тоже по-своему положительный, — еще бы: нацию объединил. Или Кадрус в «Узнике замка Иф» (1988), — тоже достаточно многоклеточное растение. В криминальной комедии «Барханов и его телохранитель» (1996) Всеволод Шиловский сыграл главаря банды, и вновь, — какие краски! Его персонаж и коварен, и хитер, и обаятелен, и, порой, смешон. Так сыграть под силу только большому мастеру.
Режиссерские работы
В качестве режиссера на экране Всеволод Шиловский дебютировал еще в далекие 70-е, став постановщиком первого советского телесериала «День за днем». Здесь ему очень сильно помог режиссерский опыт в театре. Общего было много, ведь весь фильм снимался в павильоне. При этом режиссер так наполнил сериал звуковым рядом, что никому из зрителей и в голову не пришло, что съемки проходили не на натуре.
Действие 17-серийного фильма строилось вокруг жильцов московской коммунальной квартиры, в частности, семей Якушевых и Баныкиных. На протяжении нескольких дней перед зрителями открывались сложные судьбы разных людей. Главные роли в этом фильме сыграли замечательные советские актеры: Нина Сазонова, Алексей Грибов, Вячеслав Невинный и др.
Спустя четыре года Всеволод Шиловский поставил еще один многосерийный фильм – «В одном микрорайоне», вновь обратившись к теме взаимоотношений обычных людей. На этот раз в фильме снялись: Никита Подгорный, Леонид Броневой, Анатолий Ромашин, знаменитый артист балета Марис Лиепа, а также Николай Караченцов, который именно здесь впервые запел с экрана.
Картины Всеволода Шиловского всегда имели успех у зрителей. Такой стала и искрометная комедия «Миллион в брачной корзине» (1985) с неподражаемыми Михаилом Ширвиндтом, Софико Чиареули и Ларисой Удовиченко в главных ролях. Здесь же снялась юная десятиклассница Ольга Кабо, ставшая впоследствии звездой российского кинематографа.
В некоторых своих картинах («Избранник судьбы», «Линия смерти») Всеволод Николаевич снимался и сам, исполняя главные роли. В криминальной драме «Линия смерти» по мотивам романа Виктора Черняка.
Безумной популярностью у зрителей в начале 90-х пользовалась лента Всеволода Шиловского «Кодекс бесчестия», поставленная на реальных фактах и раскрывающая секрет валютных махинаций в крупных размерах, проводимых в тишине партийных коридоров. Исполнителями главных ролей в картине были В. Тихонов, Т. Васильева, И. Виторган, И. Косталевский, Б. Щербаков, А. Болтнев, Л. Куравлев и др.
В фильмах Шиловского снималось вообще много звезд, что свидетельствует об огромном доверии к нему, как к режиссеру. Ряд актеров снимались у него по нескольку раз. Так в музыкальном фильме «Блуждающие звезды» по Шолому Алейхему, вновь снялись Мамука Кикалейшвили, Софико Чиареули, Ольга Кабо и Лариса Удовиченко. Картина особой любовью пользовалась на Обетованной земле. Сколько раз фильм показывали там при полном аншлаге! И до сих пор этот рекорд не побит.
После «Блуждающих звезд» Всеволод Шиловский пообещал израильским зрителям вернуться – и вернулся к ним в 1994 году с детективом «Приговор». Стоит заметить, что этот фильм, поставленный по сюжетам американских детективов, был впервые снят целиком в США.
В новом веке, после некоторого перерыва, Всеволод Шиловский вернулся к режиссуре, сняв шестисерийную ленту «Люди и тени». В этом мини-сериале сам он исполнил главную отрицательную роль — человека, обворовывающего государство на миллиарды долларов. А противостояли ему персонажи Бориса Щербакова, Ларисы Удовиченко и Анатолия Лобоцкого, которого режиссер приметил еще в «Зависти богов» Владимира Меньшова.
Роли в новом веке
После вынужденного малокартинья второй половины 90-х Всеволод в начале нового века вернулся на кино и телеэкраны. Он активно снимается и в «полном метре» и в сериалах. Правда, в сериалах он соглашается играть лишь, там, где есть возможность поработать без чернухи и порнухи. При этом актер старается избегать штампов и повторов. После роли Павлова в «Каменской» все сошлись в мнении, что лучшего актера на роль мафиози просто не найти. А он в следующем сериале – «Марше Турецкого» — с блеском исполнил роль генерального прокурора России. Зато в «Ростове-папе» Шиловский – уже появился в образе Коли-депутата, обнажив истинную суть «слуг народа».
Среди ролей Всеволода Шиловского: кинорежиссер в сериале «Лучший город земли», психиатр Борис Борисович в фильме «Смеситель», престарелый поэт-песенник Ефим Ильич в остросюжетном фильме «Попса» и др.
Всеволод Шиловский сыграл более 150 ролей. Среди самых известных работ актера: Джоаккино Россини («Никколо Паганини»), Гриша («Военно-полевой роман»), Артюхов («Торпедоносцы»), Сергей Трофимович Левко («Скорость»), Юрий Кольчужников («Голос»), Пастухов («Апелляция»), фотограф Паша («Любимая женщина механика Гаврилова»), Бердников («Жизнь Клима Самгина»), отец Тани («Интердевочка»), Босс («Барханов и его телохранитель»).
Роль священника Еремея, исполненная Шиловским в фильме «Жила-была одна баба», в 2011 году была удостоена специального приза имени Анатолия Папанова на Всероссийском кинофестивале актеров-режиссеров «Золотой Феникс».
Шиловский — с 1961г. член Союза театральных деятелей РФ, с 1985 член союза кинематографистов России и Гильдии кинорежиссеров России, режиссер восьми полнометражных игровых кинофильмов: «Миллион в брачной корзине» (1986), «Блуждающие звезды» (1991), «Линия смерти» (1991), «Кодекс бесчестия» (1993), «Приговор» (1993) и др., а также — четырех телесериалов, в том числе первого советского телесериала «День за днем» (1971).
С 1961г.-1980 Преподаватель актерского мастерства в школе-студия МХАТ и с 1995 профессор во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК).
С 2008 года является президентом Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров «Золотой Феникс».
Автор автобиографической книги «Две жизни».
Признание и награды
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 февраля 2006) — за большой вклад в развитие киноискусства и многолетнюю творческую деятельность[4]
- Орден Почёта (20 января 2015 года) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность[5]
- Орден Дружбы (1997)[6]
- Народный артист РСФСР (1986)
- Заслуженный артист РСФСР (1980)
- Государственная премия имени А. Попова — за воплощение военное патриотической темы (спектакль «Волоколамское шоссе» по одноименной повести А. Бека) (1984)
Фильмография
Актёрские работы
- 1965 — Наш дом — безбилетник
- 1968 — Случай из следственной практики — Яков Григорьевич Фомич
- 1969 — Директор — Пташкин
- 1969 — Строгая девушка — Малашкин
- 1972 — День за днём — бывший муж Лёли
- 1973 — Село Степанчиково и его обитатели — Павел Семёнович
- 1977 — Судьба — немецкий солдат Ганс
- 1977 — Встреча на далёком меридиане — американский учёный
- 1977 — Следствие ведут ЗнаТоКи. «Любой ценой» — Семён Холин
- 1979 — Белая тень — Визир
- 1981 — Синдикат-2 — Евгений Сергеевич Шевченко, начальник контрразведки Бориса Савинкова
- 1981 — Бедная Маша — Фёдор Фёдорович Прибылёв
- 1981 — Валентина — Иннокентий Степанович Мечёткин
- 1981 — Любимая женщина механика Гаврилова — Паша
- 1981 — Портрет жены художника — Митрофаныч
- 1982 — Влюблён по собственному желанию — Коля
- 1982 — Голос — Кольчужников
- 1982 — Никколо Паганини — Джоаккино Антонио Россини
- 1982 — Профессия — следователь — Юрий Николаевич
- 1983 — Военно-полевой роман — Гриша
- 1983 — Скорость — Сергей Трофимович Левко
- 1983 — Торпедоносцы — Артюхов
- 1983 — Среди тысячи дорог — редактор
- 1984 — Выигрыш одинокого коммерсанта — Серафино
- 1984 — Две версии одного столкновения — Жигалов
- 1984 — Счастливая, Женька! — сосед
- 1984 — Капитан Фракасс — маркиз ла Брюйер
- 1985 — Грядущему веку — Граттиотти
- 1985 — Как стать счастливым — главный редактор
- 1985 — Кармелюк — художник Тропинин
- 1985 — Подвиг Одессы — контр-адмирал Жуков
- 1986 — Без срока давности — Зевс Иванович Скачков
- 1986 — Исключения без правил (новелла «Голос») — начальник главка
- 1986 — Ягуар — майор
- 1987 — Апелляция — Пастухов
- 1987 — Избранник судьбы — император Наполеон
- 1988 — Полёт птицы — Тархунский
- 1988 — Жизнь Клима Самгина — Бердников
- 1988 — Работа над ошибками — Челышев
- 1988 — Узник замка Иф — Кадрусс
- 1989 — Светлая личность — Авель Александрович Доброгласов
- 1989 — Интердевочка — Зайцев
- 1989 — Смиренное кладбище — Носенко
- 1990 — Аферисты — «Маруся» / Сидор Поликарпович
- 1990 — Это мы, Господи! — Переверзев
- 1991 — Высший класс — Сергей Сергеевич
- 1991 — Линия смерти — Никольский
- 1992 — Давайте без фокусов! — Иван Петрович, предисполкома
- 1993 — Приговор — Талбот
- 1994 — Я никуда тебя не отпущу
- 1996 — Барханов и его телохранитель — шеф
- 1997 — Всё то, о чём мы так долго мечтали — хозяин
- 1999 — Каменская — полковник Павлов
- 1999 — Операция «Коза» / Operacja Koza — генерал КГБ
- 2000 — Ростов-папа — Пичугин
- 2000 — Марш Турецкого — генеральный прокурор
- 2000 — Игра в любовь — режиссёр
- 2000 — Артист и мастер изображения — босс
- 2000—2001 — Дальнобойщики — директор (19 серия)
- 2001 — Люди и тени: Секреты кукольного театра — Вадим Чепрасов
- 2001 — Подозрение — начальник милиции
- 2001 — Сыщики (серия «Дом, где исчезают мужья») — Эвклид
- 2001 — Идеальная пара
- 2003 — Смеситель — Борис Борисович
- 2003 — Другая жизнь — Владимир
- 2003 — Лучший город Земли — режиссёр
- 2003 — Сыщик без лицензии — Ратушинский
- 2003 — Чёрная метка — M.C. Горбачёв
- 2004 — Стилет 2 — Колесников
- 2004 — Опера. Хроники убойного отдела — адвокат Страхов
- 2005 — Попса — Ефим Ильич, поэт-песенник
- 2005 — Две судьбы-2 — Слепнёв Виталий Михеевич, отец Кирилла
- 2005 — Две судьбы-3 — Слепнёв Виталий Михеевич, отец Кирилла
- 2005 — Риэлтор — продюсер
- 2006 — Игра слов. Переводчица олигарха — коллекционер жуков
- 2006 — День денег — антиквар
- 2006 — Конец света — начальник Помидоров
- 2007 — Жизнь врасплох — Сидор Камилович
- 2007 — Второе дыхание — Драч, криминальный антиквар
- 2008 — Я не я — Куролапов
- 2008 — Трюкачи — камео
- 2008 — Воротилы. Быть вместе — Иван Самойлович Кольцов, губернатор
- 2008 — Кровные узы — Николай Ушаков
- 2009 — Прощальное дело / L’affaire Farewell (Франция) — Михаил Горбачёв
- 2009 — Дом с сюрпризом — дядя Юра
- 2010 — Банщик Президента, или Пасечники Вселенной — Банщик Президента
- 2010 — Жила-была одна баба — отец Еремей, священник
- 2011 — Заложники любви — Оскар Борисович Пандера
- 2011 — Жизнь и приключения Мишки Япончика — Барский
- 2012 — Санта Лючия — Олег Пожаев
- 2013 — Дело чести — Виктор Павлович Кабзистый, криминальный авторитет
- 2014 — Чудотворец — Илья Игоревич Губер
- 2016 — Любовь и Сакс — важный господин
Режиссёрские работы
- 1971 — День за днём
- 1976 — В одном микрорайоне
- 1978 — Сладкоголосая птица юности (фильм-спектакль)
- 1980 — Мятеж (фильм-спектакль)
- 1984 — Волоколамское шоссе (фильм-спектакль)
- 1985 — Миллион в брачной корзине
- 1987 — Избранник судьбы
- 1990 — Аферисты
- 1991 — Блуждающие звёзды
- 1991 — Линия смерти
- 1993 — Кодекс бесчестия
- 1994 — Приговор
- 2001 — Люди и тени. Секреты кукольного театра
- 2004 — Звёзды на утреннем небе (фильм-спектакль)
- 2004 — Не все кошки серы
- 2006 — Полиция Хоккайдо. Русский отдел (не завершён)
Аудиосказки (запись грампластинок)
- 1968 — «Кот в сапогах» — Кот
- 1976 — «Алиса в стране чудес» — Белый Кролик
- «Рикки-Тикки-Тави» — Рикки-Тикки-Тави, мангуст